Как классифицируются чрезвычайные ситуации?
Классификация чрезвычайных ситуаций
Что такое Чрезвычайная ситуация - ЧС?
1. - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (N 68-ФЗ; ГОСТ Р 22.0.02-2016).
2. - состояние окружающей среды, к которому приводит совокупность условий и обстоятельств, возникающих в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных происшествий, вызывающих резкое отклонение протекающих в сложившемся и/или установленном порядке явлений и процессов от нормальных условий их протекания, что отрицательно сказывается на жизнеобеспечении, экономике, социальной сфере общества и окружающей среде в целом (ГОСТ Р 14.03-2005)
3. - исключительная совокупность обстоятельств, возникшая в результате природных катастроф, техногенных или иных причин, угрожающая здоровью и жизни людей, сопровождающаяся нарушением экологической обстановки, разрушениями и гибелью материальных ценностей, требующая для ее ликвидации привлечения профессиональной аварийно-спасательной службы, нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований (Устав АСФ по организации и ведению газоспасательных работ.).
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения» источник чрезвычайной ситуации - это природное явление или процесс, техногенное происшествие, опасное инфекционное заболевание, в результате которого на определенной территории или акватории создается чрезвычайная ситуация.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
На территории, где объявлен режим ЧС, граждане должны подчиняться указаниям руководителя ликвидацией ЧС и представителям экстренных служб. Кроме того, согласно Федеральному закону от 01.07.2021 № 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащие спасательных воинских формирований и федеральные государственные гражданские служащие МЧС России предусмотрены особые меры защиты, которые ранее распространялись исключительно на судей, а также должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Классификация ЧС производится по различным признакам. В их числе причины возникновения и масштабы ЧС, интенсивность и длительность воздействия поражающих факторов, численность пострадавших людей, величина экономического ущерба и степень влияния на природную среду. Так по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
В Постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 приведена классификация ЧС природного и техногенного характера, установившее единый подход к оценке чрезвычайных ситуаций, определению границ их зон и адекватному реагированию на них. Введены количественные критерии определения масштаба ЧС в зависимости от количества пострадавших людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов.
1. Чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;
2. Чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
3. Чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
4. Чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
5. Чрезвычайная ситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
6. Чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Указанная классификация чрезвычайных ситуаций по их масштабу распространения и тяжести последствий играет значительную роль в практике работы юристов и экономистов при решении вопросов возмещения расходов на ликвидацию ЧС через страхование, обращение в органы исполнительной власти по финансированию на восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, при определении меры ответственности виновников ЧС и т.п.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам
Классификация ЧС чрезвычайных ситуаций
Режим функционирования органов управления и сил РСЧС
- это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС, порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме:
- повседневной деятельности;
- повышенной готовности;
- чрезвычайной ситуации.
Обобщение и распространение опыта ликвидации ЧС
Целями обобщения и распространения опыта ликвидации ЧС являются:
- определение наиболее рациональных методов работы должностных лиц и органов управления РСЧС по оперативному реагированию на возникающие ЧС и принятию первоочередных мер максимально возможной минимизации числа потерь людей и размеров материального ущерба от них;
- выявление эффективных способов применения сил и средств РСЧС по локализации и ликвидации поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями;
- систематизация путей сокращения времени на приведение АСФ в соответствующие режимы функционирования, выдвижение (переброску) сил и средств в пострадавший район, осуществление организационных мероприятий, связанных с подготовкой к выполнению задачи в зоне ЧС;
- декларирование путей совершенствования технологий ведения АСДНР;
- изыскание оптимальных мер всестороннего обеспечения действий сил и средств РСЧС в зоне ЧС;
- определение эффективности применяемого первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС.
Успешность выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах чрезвычайных ситуаций достигается за счет:
- заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
- экстренного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию. Наибольшая эффективность мер достигается в первые часы или в течение первых суток;
- принятия оптимальных решений по проведению АСДНР;
- неуклонного выполнения установленных правил безопасности и режимов работ;
- организации постоянного бесперебойного обеспечения работ спасателей и жизнеобеспечения пострадавшего населения.