Днем 13 июля 2015 года сотрудниками станции «Саратов – 2» Приволжской ЖД была обнаружена капельная течь опасного химического вещества изопропиламина. На место ЧС были вызваны специалисты ГУ МЧС России и подразделение Саратовского центра «ЭКОСПАС». Угрозы жизни и здоровью людей, а также экологии города удалось избежать.

Течь изпропиламина обнаружилась из-под днища контейнера, перевозимого на платформе в составе поезда № 9658. Для ликвидации утечки и предотвращения возможного возгорания вещества на станцию были вызваны спасатели Саратовского центра «ЭКОСПАС», представители ГУ МЧС России, а также аварийно-спасательный поезд. Вагон с повреждённой тарой был перемещен в безопасное место на тупиковый путь. К моменту обнаружения утечки радиус опасной зоны составлял уже 200 метров.

Изпропиламин – это ядовитая гигроскопичная бесцветная жидкость с резким запахом. Пар этого вещества тяжелее воздуха и может стелиться по земле, что, при его чрезвычайной горючести, делает возможным возгорание на расстоянии. Вещество может всасываться в организм при вдыхании, через кожу и через рот, поэтому работы с ним ведутся только с применением полного комплекта защитной одежды, включая автономный дыхательный аппарат.

Учитывая свойства изпропиламина, при работах по ликвидации утечки и её последствий, специалистам «ЭКОСПАС» пришлось работать не только в костюмах полной химической защиты, но также, чтобы исключить малейший риск возгорания от случайных искр, пришлось использовать механические погрузчики. Сразу по прибытии спасатели провели обработку контейнера дегазирующим раствором, после чего приступили к его разгрузке.

«Чтобы избежать риска возгорания, нам пришлось построить целую дорогу из поддонов, застеленных фанерой. Так мы исключили касание металлических частей погрузчика с бетоном, и обеспечили плавность хода погрузчика от повреждённого контейнера до точки выгрузки бочек с химикатами», – рассказал заместитель директора Саратовского центра «ЭКОСПАС» Николай Лукавенко. – «Течь была обнаружена всего в одной из восьмидесяти перевозимых бочек – в сорок девятой от входной двери контейнера». По словам спасателя, всё время, пока происходили работы, бочки с химикатами приходилось орошать водой, чтобы они не нагревались на солнце. Поскольку температура кипения изпропиламина составляет всего 33-34 градуса, и существовал риск, что вещество закипит и деформирует тару.

По завершении работы спасателей, вагон вместе с пустым контейнером был отправлен на грузовой двор Саратовского производственного участка Приволжской Дирекции по управлению терминально-складским комплексом. Там контейнер выгрузили на специальную площадку для ремонта и дегазации.

Во всё время проведения работ спасатели «ЭКОСПАС» вели мониторинг качества атмосферного воздуха, и превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ выявлено не было. Движение пассажирских и грузовых поездов по станции «Саратов-2» не прерывалось.

13.07.2015
Обработка контейнера дегазирующим раствором
Аварийно-восстановительный поезд снял контейнер с ж/д платформы для проведения аварийных работ
Спасатель «ЭКОСПАС» в газозащитном костюме открывает контейнер
После открытия контейнера были проведены охлаждение и дегазация груза
Спасатели «ЭКОСПАС» выстраивают дорогу из поддонов, застеленных фанерой
Выгрузка бочек с химикатами по вытроенному пути
Орошение водой бочек с химиками
Поврежденная бочка с химикатами
Во всё время проведения работ спасатели «ЭКОСПАС» вели мониторинг качества атмосферного воздуха
Повреждённая бочка подготовлена для транспортировки и последующей утилизации
Спасатели «ЭКОСПАС» надевают костюм полной химической защиты
«ЭКОСПАС» проводит дегазацию опасной зоны
«ЭКОСПАС» проводит дегазацию опасной зоны
Дегазация контейнера после завершения аварийно-восстановительных работ
Финальная уборка территории проведения аварийно-восстановительных работ