Оперативное устранение последствий схода цистерн грузового поезда и локального разлива мазута, произошедшего 16 ноября на перегоне Новки-1 – Тереховицы Горьковской дороги, продемонстрировало слаженность работы по ликвидации последствий происшествия специалистов Горьковской дирекции аварийно-восстановительных средств и аварийно-спасательной службы «ЭКОСПАС».

О взаимодействии и совместной работе с РЖД газете «Гудок» рассказал генеральный директор «ЭКОСПАС» Башир Газдиев.

– Башир Гириханович, как вы оцениваете совместную работу с РЖД при ликвидации схода под Владимиром?

– Горьковская дорога и Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» оповестили об этой аварии, и наши спасатели оперативно выдвинулись. Через некоторое время следом за ними прибыл второй эшелон спасателей для ускорения процесса локализации и ликвидации.

Совместная работа не месте аварии продолжается. Обе стороны делают всё возможное, чтобы максимально быстро ликвидировать последствия аварии. Самое главное – нам удалось не допустить попадания нефтепродуктов в ручьи и грунтовые воды. Разлив нефтепродуктов на водных объектах наносит куда более существенный вред, чем разлив на земле. На месте аварии уже ведутся работы по рекультивации земли. А весной там сможет расти трава.

– Расскажите, когда возникла ваша организация и чем она занимается.

– Разливы нефти и нефтепродуктов, которые могут происходить на объектах добычи, переработки или при транспортировке, наносят значительный вред экологии окружающей среды. А ликвидация этих последствий требует слаженной работы специалистов-спасателей. Поэтому в 1995 году приняли Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». А в 1997 году в Саратовской области случился крупный разлив на нефтепроводе, в результате которого были загрязнены около 100 тыс. кв. м земли и акватория реки Волги. Эта ситуация заставила чиновников задуматься о создании специализированной компании по борьбе с разливами нефти и нефтепродуктов.

Так, в 1998 году в соответствии с решением правительственной Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по инициативе МЧС России, Минтопэнерго, Минтранса, Минприроды и ведущих нефтегазодобывающих, перерабатывающих и транспортирующих компаний было создано акционерное общество «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», которое сейчас все знают под зарегистрированным торговым знаком «ЭКОСПАС».

– Как давно организация сотрудничает с РЖД?

– Основная наша услуга – это поддержание в постоянной готовности сил и средств для локализации и ликвидации ЧС, связанных с перевозкой опасных грузов 2–9-го классов опасности. Это взрывчатые материалы, ядовитые и неядовитые газы, воспламеняющиеся газы и жидкости, самовозгорающиеся, коррозионные вещества, кислоты, химические соединения, которые могут нанести вред природе и населению. Также мы проводим газоспасательные работы на инфраструктуре железных дорог, включая объекты ТЭК – котельные, хранилища ГСМ и другие.

С РЖД «ЭКОСПАС» сотрудничает с 2007 года. Первыми объектами по оказанию наших услуг тогда стали Северо-Кавказская, Восточно-Сибирская дороги и Сахалинский участок Дальневосточной дороги. А к 2015 году обслуживаем все 16 дорог сети РЖД.

– Как часто проводите совместные учения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железной дороге?

– Согласно российской нормативно-правовой базе учения на каждом опасном производственном объекте должны проводиться не реже одного раза в год. РЖД тщательно следят за этими вопросами и даже проводят их чаще – раз в квартал. Кроме того, РЖД также бдительно следят за оснащённостью аварийно-спасательных формирований и регулярно проводят проверки материально-технического оснащения. Согласно результатам таких проверок все подразделения «ЭКОСПАСа» готовы к действиям по локализации и ликвидации аварий на объектах РЖД.

– Есть ли у вас совместные программы с РЖД по предотвращению чрезвычайных ситуаций?

– В связи с владимирской аварией прозвучали предложения о расширении совместной работы, в том числе и по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Надеемся, что объединёнными усилиями разработаем механизм плотного взаимодействия и в этом направлении. Однако не стоит забывать, что договоры по обслуживанию участков РЖД заключаются в основном на один год и мы не единственные поставщики этих услуг.

Отличительная черта «ЭКОСПАСа» – способность оперативно наращивать группировку сил и средств на месте ЧС до необходимого уровня в любой точке России. Это достигается за счёт количества территориальных подразделений – свыше 70, то есть почти во всех субъектах РФ.
Самое главное, что РЖД и «ЭКОСПАС» смотрят в одну сторону. У нас одна цель – повышение уровня экологической безопасности и снижение негативного воздействия на окружающую среду. А многолетнее сотрудничество показывает, что мы делаем это успешно.

01.12.2020