В Тульском регионе прошли первые после пандемии полигонные учения восстановительных поездов МЖД

На учебном полигоне в Туле в пятницу, 26 марта, состоялись комплексные полигонные учения восстановительных поездов МЖД. В ходе тренировки по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной сходом с рельсов цистерны с нефтепродуктами, железнодорожники успешно протестировали новую технологию вывешивания заклинившей колёсной пары локомотива, которая позволяет в два раза сократить время вывода аварийного подвижного состава с места ЧС.

Первые после пандемии полигонные учения восстановительных поездов МЖД прошли в минувшую пятницу в Тульском регионе дороги совместно с Региональной комиссией по чрезвычайным ситуациям, подразделениями МЧС России и отрядом Центра экологических операций АО «Экоспас». Навыки ведения аварийно-восстановительных работ с подвижным составом в чрезвычайной ситуации разлива и возгорания опасного нефтеналивного груза отрабатывали команды восстановительных поездов ВП-3112 станции Тула и ВП-3191 станции Узловая, за ходом учений наблюдал и обозреватель «Московского железнодорожника».

«Согласно легенде учений на железнодорожном переезде 194-й км перегона Тула-1 – Ясная Поляна по причине попадания на пути постороннего предмета произошёл сход цистерны, вследствие нарушения габарита она столкнулась с пассажирским поездом, следующим по встречному пути, – поясняет сценарий учений главный инженер Московской дирекции аварийно-восстановительных средств Дмитрий Блинов. – При сходе цистерна оказалась лежащей на боку, произошёл разлив и возгорание нефтепродуктов, пассажирский вагон встречного поезда сошёл с рельсов одной тележкой, при этом пострадали четыре пассажира поезда, в локомотиве заклинило колёсную пару».

Для ликвидации последствий схода выдан приказ на отправление на место аварии восстановительных поездов станций Тула-1 и Узловая, аварийно-восстановительных летучек, членов аварийно-полевых команд станций Щёкино и Плеханово, формирований МЧС.

И вот под вой сирен восстановительная техника с личным составом прибывает в район ЧС. Перемещение людей, машин и механизмов происходит стремительно, каждый участник учений чётко знает свою задачу и занимает выверенную позицию. К слову, весь ход учений для последующего анализа снимается с квадрокоптера.

Оперативное руководство всем личным составом в зоне чрезвычайной ситуации с мегафоном в руках осуществляет начальник восстановительного поезда ВП-3112 станции Тула Сергей Моисеев, имеющий 43-летний опыт ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тем временем пожарный расчёт МЧС приступает к эвакуации пострадавших из пассажирского вагона и тушению пожара. Аварийно-спасательная служба «Экоспас» локализует разлив нефтепродуктов, проводит абсорбирование, устраняет последствия разлива и приступает к дезактивации территории.

Личный состав восстановительного поезда станции Тула-1 организует работу своей техники: бульдозера Т-35 и 80-тонного крана СМ-515. Бульдозер производит обваловку, чтобы предотвратить дальнейшее растекание нефтепродуктов, и приводит цистерну в положение, из которого кран поднимает её и устанавливает на колёсные пары.

Команда восстановительного поезда ВП-3191 станции Узловая устанавливает гидравлическое оборудование «Энерпред» под пассажирский вагон, поднимает его на путь. Затем устанавливается инновационное приспособление для вывешивания заклинившей колёсной пары тепловоза 2ТЭ10М: 50-тонный бутылочный домкрат вывешивает колёсную пару, распорки ставят в пружины, и колёсная пара зависает над рельсом. При отключении тягового двигателя теперь можно не задействовать вспомогательный локомотив для вывоза аварийного состава с места ЧП на перегон. Просто полсекции тепловоза отключается, и машинист на тихом ходу выводит состав из опасной зоны.

«Новая технология сокращает время вывода аварийного подвижного состава на перегон в два раза – с 60 до 30 минут», – поясняет начальник восстановительного поезда ВП-3191 станции Узловая Алексей Изгаршев.

В Московской дирекции аварийно-восстановительных средств разработана технологическая карта аварийно-восстановительных работ по вывешиванию заклинившей колёсной пары на локомотивах серий 2ТЭ10М, 2М62У, 2ТЭ25КМ и ТЭП70.

«В ходе учений новая технология и новые устройства для вывешивания аварийных колёсных пар прошли успешное испытание практикой, они будут и дальше усовершенствоваться. Очень важно, что после вынужденного перерыва подобные учения возобновились и мы можем на практике отрабатывать с партнёрами взаимодействие в нестандартной ситуации. В целом я бы поставил за эти учения твёрдую четвёрку», – сообщил «Московскому железнодорожнику» исполняющий обязанности заместителя начальника Московской дороги по Тульскому региону Игорь Волохов.

Учебная операция по ликвидации последствий схода цистерны с нефтепродуктами на железнодорожном переезде 194-й9 км перегона Тула-1 – Ясная Поляна заняла один час.