Порядок определения цены договора на абонентское обслуживание включает проведение следующих операций:

  1. Расчет экологического ущерба.
  2. Оценка эффективности мероприятий по локализации АРН и ликвидации ЧС(Н).
  3. Оценка стоимости первоочередных работ по локализации АРН и ликвидации ЧС(Н).
  4. Оценка эффективности действий сил и средств ЛРН.
  5. Оценка затрат организации на создание и поддержание собственного нештатного АСФ(Н)
  6. Оценка затрат организации на договор со сторонним АСФ(Н).
  7. Оценка эффективности заключения договора.

1. Расчет экологического ущерба1

Разлив на реке Волга (пример)

Разлив нефти при разрушении двух смежных танков. Объем разлива — 1360 м3, масса разлившейся нефти — 1156 тонн.

Общий ущерб (Ущоб) определяется ущербом от загрязнения водного объекта (Ущво), воздушного пространства (Ущвп) и ущербом от загрязнения береговой полосы (Ущбп):

Ущоб = Ущво + Ущвп + Ущбп, руб.

1. Оценка ущерба от загрязнения водного объекта

Расчет ущерба от загрязнения водных объектов нефтью при аварийных разливах (Ущво) выполняется по формуле

Ущво = 5Ки * Св * Мн.вод,

где:
Мнвод — масса нефти, загрязняющая толщу воды, т;
Св — ставка за сверхлимитный выброс, руб/т;
Ки — коэффициент инфляции.

Ущерб, подлежащий компенсации, Ущво. рассчитывается как плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ с применением повышающего коэффициента 5.

Масса нефти, загрязняющей толщу воды, рассчитывается по формулам ИПТЭР для водоемов:

Мн.вод = 5.8 * 10-3 * Мр * (Сн - Сф).

Концентрация насыщения Сн=26 принимается по таблице в зависимости от типа водного объекта. Сф (фоновая концентрация) принимается равной нулю. Мр (масса разлива) принимается равной 1156.

Мн.в-м = 5.8 * 10-3 * 1156 * 26 = 174.32 т.

Св = Нб.в. * Кэ.в, руб/т.

Базовый норматив платы (Нб.в.) принимается по табл. П.8.11, коэффициент экологической ситуации Кэ.в. — по табл. П.8.2 в соответствии с Базовыми нормативами платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов (приложение к постановлению правительства РФ от 28.08.92 г. N 632).

Св = Нб.в. * Кэ.в = 44350 * 1.72 = 762.82 руб/т.

Ущерб от загрязнения водного объекта будет равен:

Ущво = 5 * 762.82 * 54107 = 206 369 508.7 руб.

2. Оценка ущерба от загрязнения воздушного пространства

Расчет ущерба от загрязнения испарениями нефти воздушного пространства при аварийных разливах выполняется по формуле

Ущвп = 5Ки * Са * Ми, руб,

где:
Ми — масса испарившейся в воздушное пространство нефти, т;
Са — ставка за сверхлимитное загрязнение атмосферы.

Ущерб, подлежащий компенсации, Ущвп. рассчитывается как плата за сверхлимитное загрязнение атмосферы (Са) за счет испарения нефти с применением повышающего коэффициента 5.

Са = Нб.а. * Кэ.а, руб/т.

Базовый норматив платы Нб.а. принимается по табл.П.9.11 в соответствии с Базовыми нормативами платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (приложение к постановлению правительства РФ от 28.08.92 г. N 632). Масса испарившееся нефти (Ми) определяется по выражению:

Ми = Sразл * qнв, т,

где:
Sразл — площадь разлива, м2;
qнв — удельная величина выбросов углеводородов с 1 м2 поверхности нефти, разлившейся на воде, г/м2, принимается по табл. П.31 равной 7190 г/м2.

Масса испарившееся нефти (Ми) будет равна:

Ми = 671000 * 5716 = 3835.44 т.

Сверхлимитное загрязнение атмосферы (Са) будет равно:

Са = Нб.а. * Кэ.а = 50 * 1.5 = 75 руб/т.

Ущерб от загрязнения воздушного пространства будет равен:

Ущвп = 5 * 75 * 3835.44 = 1 438 290 руб.

3. Оценка ущерба, нанесенного от загрязнения береговой полосы

Расчет ущерба от загрязнения береговой полосы при аварийных разливах выполняется по формуле:

Ущбп = 5Ки * Сзв * Sзбп, руб,

где:
Сзв — ставка (норма) за ликвидацию загрязнения 1м2 загрязненной территории береговой полосы с применением сорбента, руб/м2;
Sзбп — площадь загрязнения береговой полосы, м2.

Ущерб, подлежащий компенсации, Ущвп. рассчитывается как плата за проведение работ по очистке загрязненной нефтью прибрежной территории сорбентом и птиц с применением повышающего коэффициента 5. Площадь загрязненной территории береговой полосы и возможная плотность загрязнения определяется на основе моделирования

Ущерб от загрязнения нефтью прибрежной полосы (дамбы) будет равен:

Ущбп = 5 * 170 * 25000 = 21 250 000 руб.

Величина общего ущерба составит:

Уобщ = 206369508.7 + 1438290 + 21250000 = 229 057 798.7 руб.

Таким образом, в случае возникновения ЧС(Н) по рассматриваемому варианту плата за нанесенный экологический ущерб природным ресурсам может составить 229 057 798.7 руб.

2. Оценка эффективности мероприятий по локализации АРН и ликвидации ЧС(Н)

При современном уровне развития технологий локализации и ликвидации аварийных разливов нефти с загрязнением водных объектов эффективность проводимых мероприятий оценивается в пределах 70-80%. Тогда ожидаемый предотвращенный ущерб (Ущпр) природным ресурсам от их проведения может составить:

Ущпр = 229057798.7 * 0.7 = 160 340 459.09 руб.

3. Оценка стоимости первоочередных работ по локализации АРН и ликвидации ЧС(Н)

Ориентировочная стоимость работ (Сраб) по локализации и ликвидации разлива нефти в акваторию Балтийского моря (район КНК) составит 13 543 000 руб., включая стоимость закупаемого оборудования, специальных технических средств, доставки и энергообеспечения, с учетом аренды судов-постановщиков бонов.

4. Оценка эффективности действий сил и средств ЛРН

Оценка эффективности действий сил и средств ЛРН (Элрн) определяется по выражению:

Элрн = Ущпр – Сраб, руб.

При существующих ценах на оборудование, материалы и прочее эффективность действий сил и средств ЛРН (Элрн) в денежном выражении может быть в пределах:

Элрн = 160340459.09 - 13543000 = 146 797 459.09 руб.

5. Оценка затрат организации на создание и поддержание собственного нештатного АСФ(Н)

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. №240 организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством РФ, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и имеющими соответствующие лицензии или аттестованные в установленном порядке.

Согласно проведенному анализу статистических данных, вероятность (частота) возникновения аварийных ситуаций с разливом нефти и нефтепродуктов объемом 1156 тонн может составлять для танкера (со средним износом ресурса) – 1*10-51/год. В этой связи в период эксплуатации танкера чрезвычайная ситуация с федеральным значением разлива нефти и нефтепродуктов реально может не возникнуть.

В тоже время, организация вынуждена будет поддерживать созданное НАСФ(Н) в постоянной готовности к его применению, на что в течение, например, 15-25 лет тратить значительный ресурс (Сзтр) средств: до 20% в год от стоимости работ по локализации и ликвидации возможного разлива нефти и нефтепродуктов, что будет составлять в среднем около 2 708 600 рублей, из которых только на оплату специалистов потребуется как минимум 1 720 000 рублей.

6. Оценка затрат организации на договор со сторонним АСФ(Н)

Стоимость договора (Сдог) со сторонним АСФ(Н) на проведение всего комплекса работ по локализации АРН и ликвидации ЧС(Н) может быть определена по следующему выражению:

Сдог = Элрн / Тэкс * Nорг, руб,

где:
Тэкс — прогнозный период эксплуатации танкера, или основного оборудования подразделения АСФ(Н), принимается равным 20 лет;
Nорг — количество организаций, обслуживаемых АСФ(Н), принимается равным 5.

С учетом эффективности действий сил и средств по рассматриваемому варианту (см. п.4) стоимость договора на абонентское обслуживание может быть в следующих пределах:

Сдог = 146797459.09 / 25 * 7 = 838 842,62 руб. в год или 69 903.55 руб в месяц.

7. Оценка эффективности заключения договора

Эффективность заключения договора (Эдог) для организации определяется по следующей формуле:

Эдог = Сзтр / Сдог.

Для рассматриваемого варианта эффективность заключения договора составит:

Эдог = 2708600/838842.62 = 3.22 раз (в 3.5 раза).

Таким образом, при заключении договора на абонентское обслуживание с АО «ЦАСЭО», ПАСФ(Н) которого могут гарантированно нести АСГ/ЛРН в интересах ОПО на территории РФ, организация будет затрачивать в 3.5 раза меньше денежных средств, по сравнению с поддержанием в готовности собственного нештатного НАСФ(Н).

При этом, все сохраненные ежегодно средства могут быть направлены на решение проблем экологической безопасности и собственных социально-значимых программ организации.


  1. Постановление Правительства РФ от 28.08.92 г. N 632 (с изм. на 14.06.01 г.). «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».