Спасатели «ЭКОСПАС» часто работают на берегах и в акваториях рек и других водоёмов. При работе на воде используются плавучие боновые заграждения – несколько секций боновых соединенных в ордер, и ограничивающих дальнейшее распространение нефтепродукта вниз по течению. В зависимости от условий, заграждение фиксируется на месте береговыми и донными якорями. Часто один якорь заведен на берег, а остальные, донные, удерживают боны неподвижно на воде, создавая «запруду» для мусора и нефтеотходов.

Изначально в «ЭКОСПАС» применялись стандартно поставляемые якорные системы для удержания боновых заграждений ЯС-60 и ЯС-25 (по весу якоря). Со временем, компания накопила опыт и получила статистику, которая показала очень большой расход якорей, преимущественно – ЯС-60. Очевидно, что 60-килограммовый якорь очень трудно вытащить из воды. Ведь помимо веса якоря очень большое значение имеет его держащая сила – усилие, которое необходимо приложить, чтобы оторвать якорь от грунта.

Чтобы оторвать ЯС-60 от грунта, нужны либо два очень крепких человека, либо на лодке необходимо устанавливать специальный подъемный механизм – шпиль. При работе с боновыми заграждениями на реке обычно используются простые лодки – каркасные или даже надувные. И если установить с них якорь относительно нетрудно – просто выбросив его за борт, то вытащить его обратно очень сложное и опасное занятие! Лодка может перевернуться, поскольку в этот момент на носу лодки висит якорь и два спасателя, которые этот якорь достают. То есть нагрузка на нос превышает 220 килограмм. А в момент отрыва якоря от грунта, за счет его держащей силы, эта нагрузка еще возрастает.

Инженеры материально-технического департамента «ЭКОСПАС» взялись за решение задачи по созданию якоря меньшего веса, но с той же, как минимум, удерживающей силой. Имея опыт работы на реке и на море, специалисты «ЭКОСПАС» провели сравнительный анализ выпускаемых в мире якорей, и выбрали якорь повышенной держащей силы (ПДС), который обычно используется на малых судах и катерах. То есть в сегменте маленького водоизмещения, где есть возможность применения только минимальных физических усилий и нет возможности безгранично наращивать массу судна. При этом особое внимание было уделено безопасности спасателей, работающих с якорями.

В итоге специалисты «ЭКОСПАС» создали новую якорную систему за основу которой был взят якорь повышенной держащей силы (ПДС) – якорь Дэнфорта. И при той же массе удерживающая сила такого якоря выше чем у якоря Матросова или у самого распространенного на сегодня – якоря Холла. Такие якоря нашли свое применение в буксирном флоте, то есть там, где водоизмещение судов невелико, но требуется немалая удерживающая сила.

В результате, на смену 60-килограммовым якорям пришли 45-килограммовые, а 25 килограмм, в свою очередь, превратились в 25, но повышенной держащей силы. На базе Архангельского филиала «ЭКОСПАС» развёрнуто производство, место для которого выбиралось исходя из соображений минимизации затрат и близости инспекции Российского речного регистра. По итогам испытаний первых опытных образцов новых якорных систем, проведенных представителем Архангельской инспекции Российского речного регистра, якорным системам разработки «ЭКОСПАС» для удержания боновых заграждений ЯС-25, ЯС-45 в июне 2014 года был присвоен сертификат RU.PO00.C00123.

Дополнительными мерами по обеспечению безопасности работ на воде и повышению их эффективности, было принято решение об использовании в работе небольших шпилей яхтенного типа, обладающих достаточной мощностью и компактными размерами, для установки их на новых катерах. Первый из этих катеров был успешно изготовлен самарским заводом «Салют» и испытан специалистами «ЭКОСПАС» вместе с представителями завода.