Зачем платить за услуги сторонних ПАСФ, если можно создать аварийно-спасательное формирование внутри своей компании?

Действительно, согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (ОПО), обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, или иметь собственные ПАСФ, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников (НАСФ).

На первый взгляд может показаться, что иметь собственную структуру внутри компании выгоднее и удобнее, чем платить за услуги сторонней организации. Однако так ли это?

Для качественного обслуживания ОПО и ликвидации аварий, аварийно-спасательному формированию необходимы, как минимум, техника и средства, соответствующие Табелю минимального технического оснащения. В этом Табеле, доступном на сайте МЧС России, перечислены транспортные и технические средства, необходимые для своевременного выполнения задач и функций, касающихся предупреждения и ликвидации ЧС. В документе указаны различные виды автотранспорта, средства индивидуальной защиты, средства связи, средства оказания первой помощи, средства для устранения утечек аварийно химически опасных веществ, гидравлические инструменты, оборудование ЛАРН, средства для проведения дегазации и многое другое.

Кроме того, у аварийно-спасательной службы должно быть отдельное помещение, где можно нести дежурство, обеспечивать связь с органами управления и обслуживаемыми объектами, систему оповещения личного состава. Необходимы также помещения для хранения оборудования и места для размещения транспорта.

Табель – это весьма ёмкий документ, и его обеспечение – трудоемкий и затратный процесс, однако без него функционирование аварийно-спасательного формирования невозможно. Это первая проблема, с которой столкнется организация, решившая создать в своем составе НАСФ.

Если проверить оснащение формирований, станет ясно, что оно далеко не полное, зачастую с истекшим сроком годности. Нового табельного имущества практически ни одна организация приобрести не может из-за высоких цен. Не стоит забывать, что перечень табельного имущества является минимально необходимым, носит рекомендательный характер и не отражает всего того, что может быть необходимо в реальных условиях.

Другая ключевая составляющая работы аварийно-спасательных формирований – это личный состав. Необходимы опытные высококвалифицированные спасатели.

Что же из себя представляют НАСФ с точки зрения организации, оснащения и подготовки? Согласно «Методическим рекомендациям по созданию, подготовке и оснащению НАСФ», разработанным Департаментом гражданской защиты МЧС России, НАСФ представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами, подготовленные и аттестованные для проведения аварийно-спасательных и других необходимых работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Однако, как показывает практика, о самостоятельной структурной организации не может идти и речи, поскольку в эти формирования включаются, как правило, отнюдь не профессиональные спасатели, а случайные люди, а оснащение их за счёт организации и вовсе идёт по остаточному принципу.

Более того, согласно Федеральному закону от 22.08.1995 г.№ 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями и дополнениями), все спасатели, как штатные, так и нештатные, должны быть должным образом подготовлены, обучены и аттестованы. Процесс аттестации – это длительная и дорогостоящая процедура, подразумевающая направление на обучение производственников с сохранением средней заработной платы в течение 2-3 месяцев, а также дальнейшее участие спасателей в учениях и тренировках на постоянной основе. Это под силу далеко не всем организациям.

Таким образом, чтобы создать и содержать внутри организации действующее аварийно-спасательное формирование, потребуются существенные финансовые затраты, значительно превышающие стоимость услуг внешнего ПАСФ. Очевидно, что качество работ собственного формирования в 99% случаев будет ниже, чем у ПАСФ, в связи хотя бы с тем, что у спасателей не будет должного опыта и квалификации. Поэтому создать свое АСФ, конечно, можно, но вот стоит ли – выбор каждой отдельно взятой организации.