Частые вопросы
- гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ (ГОСТ Р 22.0.02-2016).
Обучение по программе профессиональной подготовки по профессии «Спасатель» осуществляется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», содержащим рабочую профессию «Спасатель» (код 26534).
Требование к обучаемым по профессии «Спасатель»:
- возраст от 18 лет
- полное среднее образование
- отсутствие медицинских противопоказаний.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя":
23. Для проведения первичной аттестации гражданин, приобретающий статус спасателя, представляет в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное им лично. В заявлении указываются имя, фамилия, отчество гражданина, место его работы, адрес места жительства и контактный телефон, а также перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется гражданин, приобретающий статус спасателя.
24. К заявлению, поданному в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения, прилагаются:
а) копия документа, удостоверяющего личность;
б) копии документов об образовании и (или) квалификации;
в) две цветные фотографии размером 3 х 4 сантиметра;
г) справка по результатам медицинского осмотра (обследования);
д) заключение врачебной комиссии по результатам психиатрического освидетельствования;
е) копии документов о квалификации, полученных по результатам профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей;
ж) копии документов, подтверждающих владение дополнительными специальностями в соответствии с заявленными видами аварийно-спасательных работ и технологией их проведения (при наличии);
з) копии документов, подтверждающих наличие спортивных разрядов (при наличии).
ЭКОСПАС занимается обучением спасателей, а также оказывает услуги по подготовке и организационно-методическому сопровождению документов для проведения аттестации спасателей, НАСФ, ПАСФ.
1) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (N 68-ФЗ; ГОСТ Р 22.0.02-2016).
2. - исключительная совокупность обстоятельств, возникшая в результате природных катастроф, техногенных или иных причин, угрожающая здоровью и жизни людей, сопровождающаяся нарушением экологической обстановки, разрушениями и гибелью материальных ценностей, требующая для ее ликвидации привлечения профессиональной аварийно-спасательной службы, нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований (Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ от 5.06.2003)
Аварийно-спасательное формирование (АСФ) – это служба постоянной готовности, созданная для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации во всех сферах человеческой деятельности.
А если быть точнее, согласно Федеральному закону от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" Аварийно-спасательное формирование (АСФ) - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
АСФ подразделяются на нештатные - НАСФ и профессиональные - ПАСФ.
Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
- по подчиненности: на территориальные формирования и формирования организаций;
- по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: на посты, группы, звенья, команды;
- по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.
ПАСФ – это не только подразделения аттестованных спасателей, но также специальное оборудование, техника, снаряжение и необходимые материалы и реагенты.
ПАСФ разделяются на формирования общего или специального назначения, а также разделяются в зависимости от степени готовности: общей, постоянной и повышенной.
«ЭКОСПАС» является профессиональной аварийно-спасательной службой (ПАСС), в состав которой входят 11 аттестованных ПАСФ постоянной готовности, что означает, что спасатели находятся в состоянии готовности круглосуточно и готовы к ликвидации ЧС постоянно, поскольку их услуги могут потребоваться в любое время суток, в самых труднодоступных зонах, и в сложных погодных условиях. Однако, по ряду договоров спасатели ЭКОСПАС работают в режиме повышенной готовности.
«ЭКОСПАС» (АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций») создан в декабре 1998 года в соответствии с решением Правительственной Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по инициативе МЧС России, Минтопэнерго России, Минтранса России и Минприроды России и ведущих нефтегазодобывающих, перерабатывающих и транспортирующих компаний.
Напомним, что обязаность заключать договор с ПАСФ опеределена п.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
п.1 ст.10 В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Возможно, Вас также заинтересует словарь терминов и определений, используемых в аварийно-спасательной деятельности
Или сопровождение аттестации НАСФ. Подготовка и обучение спасателей
ПАСФ – это особые службы постоянной готовности, которые нужны для оперативного реагирования на возникшие чрезвычайные ситуации в сфере экологической безопасности. В первую очередь они работают в регионах с разветвленными промышленной и транспортной системами, несущими потенциальную опасность для людей, окружающей среды, в том числе требующих защиты от разливов нефти и нефтепродуктов.
Основу ПАСФ составляют подразделения спасателей, соответствующим образом аттестованные, снабженные специальным оборудованием, техникой, снаряжением, материалами и необходимыми инструментами.
Главные задачи ПАСФ – оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации: быстрое прибытие на место аварии, ее локализация и удаление загрязняющих веществ. Все эти работы должны быть выполнены в максимально короткие сроки. Если работы были обусловлены разливами нефти или нефтепродуктов, то после локализации аварии часто требуется ликвидация последствий аварии - реализация проектов по реабилитации загрязнённых территорий. И хотя это не экстренные работы, они входят в обязанности ПАСФ, и требуют наличия специальных знаний, техники и оборудования.
ПАСФ, с которыми заключены договоры на обслуживание, имеют типовой план действий на случай возникновения таких ситуаций - ПЛАРН / ПМЛА, который разрабатывается для каждого конкретного случая. Для этого требуется большой опыт работы в данной сфере и привлечение квалифицированных специалистов. Далеко не все компании-разработчики могут согласовать такие планы в надзорных органах. Кроме того, согласно законодательству при разработке этих документов необходимо согласование руководителя ПАСФ. А при разработке ПЛАРН согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в плане предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должна содержаться информация о:
- составе и порядке действий сил и средств собственных или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке;
- информацию об объеме работ и расходах по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая информацию о расходах на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
- информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, включая информацию о расходах на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
Кроме того, к плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должны прилагаться:
- копия документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- копия документа об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);
Также в документе конкретизировано, что комплексные учения должны проводиться эксплуатирующей организацией с участием представителей территориальных органов МЧС, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росморречфлота (если объект расположен на внутренних водных путях), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации, и представителей аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов.
Спектр услуг, оказываемых «ЭКОСПАС», значительно шире стандартного перечня услуг ПАСФ и включает, кроме стандартных услуг, подготовку проектной документации, проведение экологического мониторинга и аудита, газоспасение, пожаротушение, рекультивация территорий, утилизация отходов, а также другие виды услуг. Мы выполняем все работы "под ключ" и возьмем отвественность за разработки и согласование всех необходимых документов на себя.
Действительно, согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (ОПО), обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, или иметь собственные ПАСФ, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников (НАСФ). На первый взгляд может показаться, что иметь собственную структуру внутри компании выгоднее и удобнее, чем платить за услуги сторонней организации. Однако так ли это?
Для качественного обслуживания ОПО и ликвидации аварий, аварийно-спасательному формированию государство разработало обязательные требования к оснащению АСФ: 1. НА СУШЕ; 2. НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
В указанных выше документах, перечислены различные виды автотранспорта, средства индивидуальной защиты, средства связи, средства оказания первой помощи, средства для устранения утечек аварийно химически опасных веществ, гидравлические инструменты, оборудование ЛАРН, средства для проведения дегазации и многое другое. Кроме того, у аварийно-спасательной службы должно быть отдельное помещение, где можно нести дежурство, обеспечивать связь с органами управления и обслуживаемыми объектами, систему оповещения личного состава. Необходимы также помещения для хранения оборудования и места для размещения транспорта. Если проверить оснащение большой части АСФ, станет ясно, что оно далеко не полное, зачастую с истекшим сроком годности. Нового табельного имущества практически ни одна организация приобрести не может из-за высоких цен.
Другая ключевая составляющая работы аварийно-спасательных формирований – это личный состав. Необходимы опытные высококвалифицированные спасатели. Что же из себя представляют НАСФ с точки зрения организации, оснащения и подготовки?
Согласно «Методическим рекомендациям по созданию, подготовке и оснащению НАСФ», разработанным Департаментом гражданской защиты МЧС России (под редакцией В.А. Пучкова), НАСФ представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами, подготовленные и аттестованные для проведения аварийно-спасательных и других необходимых работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Однако, как показывает практика, о самостоятельной структурной организации не может идти и речи, поскольку в эти формирования включаются, как правило, отнюдь не профессиональные спасатели, а случайные люди, а оснащение их за счёт организации и вовсе идёт по остаточному принципу. Более того, согласно Федеральному закону от 22.08.1995 г.№ 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями и дополнениями), все спасатели, как штатные, так и нештатные, должны быть должным образом подготовлены, обучены и аттестованы.
Справочно. С 19 сентября 2018 года ЭКОСПАС проводит обучение спасателей как ПАСФ, так и НАСФ. Кроме того, ЭКОСПАС оказывает услуги по сопровождению аттестации спасателей и АСФ.
Процесс аттестации – это длительная и дорогостоящая процедура, подразумевающая направление на обучение производственников с сохранением средней заработной платы в течение 2-3 месяцев, а также дальнейшее участие спасателей в учениях и тренировках на постоянной основе. Это под силу далеко не всем организациям. Таким образом, чтобы создать и содержать внутри организации действующее аварийно-спасательное формирование, потребуются существенные финансовые затраты, значительно превышающие стоимость услуг внешнего ПАСФ. Кроме того, качество работ собственного формирования в 99% случаев будет ниже, чем у ПАСФ, в связи хотя бы с тем, что у спасателей не будет должного опыта и квалификации. Поэтому создать свое АСФ, конечно, можно, но вот стоит ли – выбор каждой отдельно взятой организации.
Выбирая профессиональное аварийно-спасательное формирование для заключения контракта на обслуживание ОПО, прежде всего необходимо убедиться в том, что оно имеет все государственные лицензии и свидетельства, необходимые для выполнения соответствующих видов деятельности. По каждому из видов аварийно-спасательных работ ПАСФ проходит аттестацию отдельно.
Не менее важно, чтобы формирование было укомплектовано согласно Табелю минимального технического оснащения, размещенному на сайте МЧС России. Перечень указанного в документе оборудования и технических средств является необходимым минимумом – базой, необходимой для реагирования на чрезвычайные ситуации, и не является достаточным для локализации крупных ЧС, связанных с ЛАРН. Поэтому наличие собственного оборудования у ПАСФ нужно проверить в первую очередь!
Самое важное в работе спасателей – опыт и практика, без которых очень сложно оперативно и качественно устранить чрезвычайную ситуацию. Поэтому при выборе ПАСФ важно убедиться, что его спасатели прошли соответствующую подготовку в виде учений и тренировок, а также регулярно участвуют в этих и других мероприятиях для повышения квалификации. Вместе с лицензиями, свидетельствами и Табелем минимального технического оснащения запросите список учений, в которых участвовало ПАСФ за последний год. Также нужно попросить ПАСФ провести показательные учения по конкретному виду аварийно-спасательных работ (например, по ЛАРН) на их базе.
Однако, как бы ни активно спасатели ПАСФ участвовали в учениях, ничто не заменит реального опыта работы на ликвидации последствий ЧС, поэтому при прочих равных стоит отдавать предпочтения ПАСФ, обладающим реальным практическим опытом работы на авариях.
И, наконец, нужно иметь в виду, что большую роль в ликвидации чрезвычайных ситуаций играет расстояние. Когда случается авария, на счету каждая минута и каждый час – ведь чем быстрее на место ЧС прибудут спасатели, тем меньший вред будет нанесен не только объекту, но и людям, находящимся на нем, и окружающей среде. Поэтому лучше всего выбирать ПАСФ с развитой сетью филиалов, широкими транспортными связями и возможностью максимально оперативного реагирования.
То есть, при выборе профессионального аварийно-спасательного формирования для ликвидации разлива нефтепродуктов необходимо:
- Проверить Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ. Свидетельство действительно только на территории одного субъекта РФ по местоположению ПАСФ, если иное не указано на обратной стороне свидетельства; ПОДРОБНЕЕ
- Убедиться в наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности. Особенно внимательно необходимо изучить обратную сторону лицензии и сверить ее с веществами, используемых на вашем предприятии; ПОДРОБНЕЕ
- ПАСФ должно иметь собственный полигон или договор аренды полигона для вывоза отходов; ПОДРОБНЕЕ
- Проверить дату создания и уставной капитал юридического лица; ПОДРОБНЕЕ
- Перед заключением договора осмотреть оборудование для локализации и ликвидации разлива. Добросовестным организациям нечего скрывать и они всегда готовы продемонстрировать свое оборудование; ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ АСФ: - НА СУШЕ; - НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ;
- Проверить место реальной дислокации ПАСФ, а также реальное время реагирования на полученный экстренный вызов. Время на локализацию разливов нефти и нефтепродуктов не должно превышать: 6 часов на суше и 4 часов на водных объектах;
- Изучить состав спасателей ПАСФ. Чем больше количество спасателей 3-го, 2-го и 1-го класса, тем профессиональнее и качественнее будут оказаны услуги;
- Изучить информацию о качестве проведенных ранее тренировочных занятиях ПАСФ на объектах заказчиков; ПОДРОБНЕЕ
- Изучить информацию о системе профессиональной подготовки и системе обучения спасателей ПАСФ. Проверить планы профессиональной подготовки спасателей на месяц, ведомости и видео проверки выполнения нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя; ПОДРОБНЕЕ
- Самостоятельно позвонить в оперативно-дежурную службу ПАСФ в ночное время и задать вопросы о порядке выполнения работ в случае ЧС, чтобы оценить профессионализм дежурного и организацию круглосуточного взаимодействия с заказчиками в целом.
«ЭКОСПАС» отвечает всем указанным выше требованиям: все филиалы и территориальные подразделения компании экипированы согласно Табелю минимальной оснащённости, имеют все необходимые лицензии и разрешения, спасатели компании аттестованы минимум по 6 специальностям и в большинстве своём имеют богатую практику работы в реальных условиях.
У «ЭКОСПАС» свыше 70 подразделений по России – компания имеет соглашение с МЧС России, НЦУКС (Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России), Морспасслужбой, ОАО «РЖД», авиа- и автотранспортными компаниями, что позволяет «ЭКОСПАС» оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации практически в любой точке России.
Профессиональное аварийно-спасательное формирование в рамках договора на обслуживание опасного производственного объекта (ОПО) выполняет следующие функции:
- поддерживает в постоянной готовности силы и средства реагирования на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
- гарантирует оперативное реагирование на все виды чрезвычайных ситуаций на территории обслуживаемого ОПО;
- осуществляет локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на территории ОПО в соответствии с утверждённым в Договоре перечнем аварийно-спасательных работ;
- своевременно предоставляет руководству объекта информацию о проделанных при ликвидации последствий ЧС работах в зоне ответственности, предусмотренной договором;
- осуществляет круглосуточное дежурство и находится в постоянной готовности к быстрому реагированию и выполнению работ по предупреждению и своевременной ликвидации последствий ЧС;
- принимает участие в разработке и проведении учений и тренировок на ОПО с участием спасателей ПАСФ и сотрудников предприятия, работающих на обслуживаемом объекте.
Более чем за 20 лет работы на рынке аварийно-спасательных формирований, «ЭКОСПАС» зарекомендовал себя надежным партнером и поставщиком качественных услуг. Это подтверждает список клиентов, доверивших нам обслуживание своих объектов и высоко оценивающих уровень наших услуг: ОАО «РЖД», дочерние общества ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл» и ОАО НК «Роснефть», Нефтегазовая компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.», «Эксон Нефтегаз Лтд.», Госкорпорация «Росатом», крупные электро- и теплогенерирующие и транспортные компании.
«ЭКОСПАС» имеет широкую географию подразделений по всей территории РФ. Наличие более 70 подразделений обеспечивает максимально оперативное реагирование на чрезвычайную ситуацию, где бы она ни произошла. А схема эшелонирования спасателей ЭКОСПАС позволяет оперативно нарастить количество спасателей на объекте до необходимого числа, в случае ЧС.
«ЭКОСПАС» имеет соглашения с МЧС России, НЦУКС (Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России), Морспасслужбой, ОАО «РЖД», авиа- и автотранспортными компаниями, что позволяет «ЭКОСПАС» оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации практически в любой точке России. Кроме того, «ЭКОСПАС» придерживается гибкой ценовой политики и всегда идет навстречу клиентам, стараясь минимизировать затраты и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования «ЭКОСПАС» имеют действующие Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданные отраслевыми аттестационными комиссиями по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей Минэнерго России, Минпромторга России, Росморречфлота.
Срок действия Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ — 3 года. До окончания срока действия Свидетельства эксперты отраслевых аттестационных комиссий проводят оценку состояния и уровня готовности профессиональных аварийно-спасательных формирований к проведению заявленных видов аварийно-спасательных работ на опасных производственных объектах заказчика. Затем проводится процедура аттестации спасателей и формирований.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" с 1 сентября 2021 года в Свидетельствах ПАСФ должно быть указано, что ПАСФ аттестована на новый вид аварийно-спасательных работ – "работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
Профессиональные аварийно-спасательные формирования «ЭКОСПАС» аттестованы на право ведения следующих аварийно-спасательных работ:
- поисково-спасательные работы;
- газоспасательные работы;
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
- работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации
- работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ.
Порядок аттестации спасателей и профессиональных аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1995 г №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. №1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
- Приказ МЧС России от 20 февраля 2013 г. №102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб. Аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей».
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
- этот нормативно-правовой документ формирует законодательную базу, на которой выстроена система аварийно-спасательного обеспечения в Российской Федерации. Он включает основные понятия и определения в области создания и функционирования АСС и АСФ. Кроме того, ФЗ-151:
- определяет порядок создания АСС/АСФ на территории РФ;
- устанавливает порядок регистрации, аттестаци и деятельности АСС/АСФ на территории РФ;
- устанавливает порядок аттестации, трудоустройства и социальной защиты лиц, имеющих статус спасателей;
- определяет права, обязанности спасателей, социальные гарантии;
- устанавливает обязательное страхование спасателей при несчастных случаях или смерти при исполнении служебных обязанностей.
Согласно пп. 1 и 2 статьи 1 ФЗ-151:
- Аварийно-спасательная служба (АСС) — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объедененных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;
- Аварийно-спасательные формирования (АСФ) — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Согласно ФЗ-151 к аварийно-спасательным работам относятся:
- поисково-спасательные;
- горноспасательные;
- газоспасательные;
- противофонтанные работы;
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
- работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451);
- ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних морских водах и территориальном море РФ (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 г. №1189);
- работы по ликвидации последствий радиационных аварий (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. №867).
Если Вас интересует нормативно-правовая база деятельности ПАСФ, то необходимо перейти в раздел "НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ"
Что такое Чрезвычайная ситуация - ЧС?
1. - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (N 68-ФЗ; ГОСТ Р 22.0.02-2016).
2. - состояние окружающей среды, к которому приводит совокупность условий и обстоятельств, возникающих в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных происшествий, вызывающих резкое отклонение протекающих в сложившемся и/или установленном порядке явлений и процессов от нормальных условий их протекания, что отрицательно сказывается на жизнеобеспечении, экономике, социальной сфере общества и окружающей среде в целом (ГОСТ Р 14.03-2005)
3. - исключительная совокупность обстоятельств, возникшая в результате природных катастроф, техногенных или иных причин, угрожающая здоровью и жизни людей, сопровождающаяся нарушением экологической обстановки, разрушениями и гибелью материальных ценностей, требующая для ее ликвидации привлечения профессиональной аварийно-спасательной службы, нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований (Устав АСФ по организации и ведению газоспасательных работ.).
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения» источник чрезвычайной ситуации - это природное явление или процесс, техногенное происшествие, опасное инфекционное заболевание, в результате которого на определенной территории или акватории создается чрезвычайная ситуация.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
На территории, где объявлен режим ЧС, граждане должны подчиняться указаниям руководителя ликвидацией ЧС и представителям экстренных служб. Кроме того, согласно Федеральному закону от 01.07.2021 № 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащие спасательных воинских формирований и федеральные государственные гражданские служащие МЧС России предусмотрены особые меры защиты, которые ранее распространялись исключительно на судей, а также должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Классификация ЧС производится по различным признакам. В их числе причины возникновения и масштабы ЧС, интенсивность и длительность воздействия поражающих факторов, численность пострадавших людей, величина экономического ущерба и степень влияния на природную среду. Так по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
В Постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 приведена классификация ЧС природного и техногенного характера, установившее единый подход к оценке чрезвычайных ситуаций, определению границ их зон и адекватному реагированию на них. Введены количественные критерии определения масштаба ЧС в зависимости от количества пострадавших людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов.
1. Чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;
2. Чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
3. Чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
4. Чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
5. Чрезвычайная ситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
6. Чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Указанная классификация чрезвычайных ситуаций по их масштабу распространения и тяжести последствий играет значительную роль в практике работы юристов и экономистов при решении вопросов возмещения расходов на ликвидацию ЧС через страхование, обращение в органы исполнительной власти по финансированию на восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, при определении меры ответственности виновников ЧС и т.п.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам
Классификация ЧС чрезвычайных ситуаций
Режим функционирования органов управления и сил РСЧС
- это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС, порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме:
- повседневной деятельности;
- повышенной готовности;
- чрезвычайной ситуации.
Обобщение и распространение опыта ликвидации ЧС
Целями обобщения и распространения опыта ликвидации ЧС являются:
- определение наиболее рациональных методов работы должностных лиц и органов управления РСЧС по оперативному реагированию на возникающие ЧС и принятию первоочередных мер максимально возможной минимизации числа потерь людей и размеров материального ущерба от них;
- выявление эффективных способов применения сил и средств РСЧС по локализации и ликвидации поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями;
- систематизация путей сокращения времени на приведение АСФ в соответствующие режимы функционирования, выдвижение (переброску) сил и средств в пострадавший район, осуществление организационных мероприятий, связанных с подготовкой к выполнению задачи в зоне ЧС;
- декларирование путей совершенствования технологий ведения АСДНР;
- изыскание оптимальных мер всестороннего обеспечения действий сил и средств РСЧС в зоне ЧС;
- определение эффективности применяемого первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС.
Успешность выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах чрезвычайных ситуаций достигается за счет:
- заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
- экстренного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию. Наибольшая эффективность мер достигается в первые часы или в течение первых суток;
- принятия оптимальных решений по проведению АСДНР;
- неуклонного выполнения установленных правил безопасности и режимов работ;
- организации постоянного бесперебойного обеспечения работ спасателей и жизнеобеспечения пострадавшего населения.
Возможно, Вас также заинтересуют статьи о Чрезвычайных ситуациях техногенного характера
или Классификация ЧС по риску возникновения
К газоспасательным работам ГСР относятся аварийно-спасательные работы в непригодной для дыхания атмосфере, при проведении которых необходимо применение изолирующих средств защиты органов дыхания и, при необходимости, изолирующих защитных костюмов.
Согласно Методическим рекомендациям по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на право ведения газоспасательных работ, введенных в действие в 2012 году Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (ст.5) и на основании "Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 к основным газоспасательным работам относятся:
- поиск и спасение людей, оказание им помощи в непригодной для дыхания атмосфере;
- выполнение мероприятий по переводу оборудования в безопасный режим работы, остановка производственного процесса на опасном производственном объекте в условиях загазованной среды с применением ИСИЗ;
- выполнение работ по локализации и ликвидации последствий аварии и чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду химически опасных веществ;
- ведение химической разведки обстановки в зоне аварии;
- проведение дегазации зоны химического заражения.