Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30.05.2019 г. № 157 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности"

3. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектовом уровнях.

4. Деятельность функциональной подсистемы основана на взаимодействии органов управления и сил организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, с судоходными компаниями, с эксплуатирующими организациями независимо от ведомственной и национальной принадлежности, и иными организациями, в полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях.

5. Целями функциональной подсистемы являются:

  • предотвращение (снижение риска возникновения и обеспечение готовности к реагированию) чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными разливами нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (далее - суда и объекты);
  • эффективное применение сил и средств при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях.
Разъяснение: 

6. Задачами функциональной подсистемы являются:

  • планирование и организация работ и мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) на морских акваториях с судов и объектов;
  • разработка, согласование, утверждение и реализация плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях на федеральном уровне (далее - федеральный план);
  • разработка, согласование, утверждение и реализация регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Балтийского моря, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Черного моря, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Азовского моря, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Каспийского моря, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Тихого океана, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий западной части Северного Ледовитого океана, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий восточной части Северного Ледовитого океана (далее - региональные планы);
  • разработка, согласование, утверждение и реализация планов по предупреждению и ЛРН морских портов (далее - план морского порта);
  • разработка, согласование, утверждение и реализация планов по предупреждению и ЛРН эксплуатирующих организаций и судоходных компаний (далее - объектовый план);
  • аттестация аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 (далее - АСФ(н);
  • поддержание в постоянной готовности сил и средств АСФ(н) и организация их применения;
  • планирование и организация взаимодействия с АСФ(н) других федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом их дислокации;
  • взаимодействие с территориальными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • мониторинг загрязнения морских акваторий с судов и объектов;
  • контроль постоянной готовности технических средств ЛРН и постоянной готовности АСФ(н), находящихся в ведении Росморречфлота;
  • совершенствование и развитие функциональной подсистемы, оснащение ее современными специализированными судами и техническими средствами;
  • методическая помощь организациям в области предупреждения и ЛРН и обеспечении выполнения ими национального законодательства и обязательств по международным договорам в этой области;
  • участие в реализации двусторонних и многосторонних международных договоров о сотрудничестве в борьбе с загрязнениями моря нефтью и нефтепродуктами, включая организацию подготовки и проведение международных учений по ЛРН.

8. Росморречфлот является постоянно действующим органом управления на федеральном уровне, организует проведение работ по предупреждению и ЛРН на морских акваториях с судов и объектов и осуществляет следующие функции:

  • привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ЛРН по обращению эксплуатирующей организации или судоходной компании в случае, если разлив нефти и/или нефтепродуктов произошел в объеме, превышающем максимальный расчетный объем разлива нефти и/или нефтепродуктов, указанный в объектовом плане предупреждения и ЛРН эксплуатирующей организации или судоходной компании, и не позволяющем обеспечить его устранение на основе объектового плана предупреждения и ЛРН эксплуатирующей организации или судоходной компании;
  • рассмотрение заявлений эксплуатирующих организаций и судоходных компаний о проведении тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), а также прилагаемые к заявлению документы;
  • выдача заключений судоходным компаниям и эксплуатирующим организациям о проведении тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков);
  • участие в проведении эксплуатирующими организациями и судоходными компаниями независимо от ведомственной и национальной принадлежности комплексных (тренировочных) учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях;
  • получение сведений, необходимых для принятия решений по вопросам предупреждения и ЛРН;
  • привлечение для решения вопросов предупреждения и ЛРН научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • участие в работе межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей;
  • взаимодействие с Госкорпорацией "Росатом" по вопросам предупреждения и ЛРН в акватории Северного морского пути.

12. Федеральные государственные бюджетные учреждения - администрации морских портов и службы капитанов морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции:

- администрации морских портов:

  • организация взаимодействия МСКЦ, МСПЦ с ФГБУ "СКЦ Росморречфлота" и АСФ(н) по вопросам информационного обеспечения предупреждения и ЛРН;
  • руководство мероприятиями по предупреждению и ЛРН в морских портах и на подходах к ним;
  • разработка и утверждение планов предупреждения и ЛРН морских портов;
  • мониторинг в морских портах, входящих в администрацию морских портов, наличия судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней) на судах, планов предупреждения и ЛРН объектов, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, эксплуатирующих организаций и судоходных компаний, сил и средств собственных АСФ(н) или привлекаемых по договорам профессиональных АСФ(н);

- службы капитанов морских портов:

  • руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акваторий морских портов нефтью и нефтепродуктами с судов, по ЛРН в морских портах и на подходах к ним;
  • участие в расследовании случаев нарушений судами и объектами морского транспорта требований международных договоров Российской Федерации в части защиты морской среды.

16. Силы и средства, обеспечивающие предупреждение и ЛРН должны находиться в постоянной готовности к реагированию на ЧС и соответствовать Требованиям к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

К силам и средствам постоянной готовности функциональной подсистемы относятся силы и средства собственных либо привлекаемых по договорам АСФ(н) эксплуатирующих организаций и судоходных компаний.

18. Эксплуатирующие организации и судоходные компании поддерживают в постоянной готовности собственные силы и средства предупреждения и ЛРН, их взаимодействие с органами управления и силами функциональной подсистемы, в соответствии с планами предупреждения и ЛРН или привлекают на договорной основе морские профессиональные АСФ(н).