Если разлилась нефть
Звуковой сигнал тревоги в одно мгновение включил режим чрезвычайной ситуации на станции Тимашевская. По счастью, тревога была учебной.
Согласно легенде, из-за повышения температуры воздуха до плюс 45 градусов произошел выброс пути на одном из стыков с последующим сходом вагонов, в которых перевозился опасный груз. Спасательные подразделения железнодорожного узла – восстановительный поезд №719, пожарный поезд и внештатные формирования гражданской обороны – принялись за работу.
С включенными сиренами мчались пожарные машины и "скорая помощь", гудки маневровых тепловозов извещали о движении открытых железнодорожных платформ с мощными бульдозерами и командами восстановительного поезда, а по параллельным путям уже шел пожарный поезд.
Восстановители, пожарные и медики спешили к месту, где сошли 33 цистерны с нефтепродуктами. По предварительной информации, бороться с последствиями схода нужно было в сложной обстановке. В объявленном районе чрезвычайной ситуации в результате схода разлилось 1980 тонн нефтепродуктов (2838 кубометров горючего). Огромное пожароопасное пятно. Загрохотали мощные двигатели бульдозеров, спрыгнули с платформ восстановители в ярких оранжевых жилетах, наводя спусковые трапы, стали разворачивать рукава пожарные в специальных огнезащитных костюмах, белый флаг с красным крестом взлетел над палаткой, где разместился санитарный пункт.
- Все идет по плану объявленного режима чрезвычайной ситуации, – комментирует происходящее заместитель главного ревизора дороги по безопасности движения по Краснодарскому региону СКЖД Сергей Шатилин. Он – заместитель начальника штаба учений "Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации техногенного характера". К ним относится и разлив нефтепродуктов на железнодорожных путях станции, согласно условиям учений – без возгорания.
Исходная обстановка и задачи учений были до мельчайших деталей обсуждены на первом подготовительном этапе – на заседании созданного оперативного штаба по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (в случае возгорания). Хотя этот вариант, согласно условиям учений, не планировался, пожарные были готовы справиться и с огнем. Сергей Шатилин четко поставил задачу приглашенным на заседание руководителям восстановительного и пожарного поезда, подразделений ведомственной охраны, станции Тимашевская, связистов, медиков. Были обсуждены действия учебных команд в связи с угрозой чрезвычайной ситуации на станции Тимашевская. В частности, перевод станции в режим функционирования в ситуации техногенной катастрофы, проведение аварийно-восстановительных работ, оповещение о разливе нефтепродуктов органов местной администрации, руководителей Южного регионального центра аварийно-спасательных операций Краснодарской МЧС.
Присутствовавшие на учениях специалисты управления гражданской защиты населения главного управления МЧС России по Краснодарскому краю строго подходили к организации разведки в зоне чрезвычайной ситуации, определения уровня загазованности на 18-м пути парка "А", где произошел разлив нефти. Проверяющие внимательно наблюдали за действиями должностных лиц по эвакуации дежурной смены работников станции, оказавшихся в зоне схода подвижного состава.
Серьезных замечаний не поступало. Ведь многие действия были уже отшлифованы в ходе учебных занятий. Не случайно и станция Тимашевская была избрана для учений. Через этот узел осуществляется значительная часть перевозок нефти и нефтепродуктов в Новороссийск и порты Таманского полуострова. Возникновение здесь чрезвычайной ситуации, как считают представители МЧС России, не исключено, и надо быть готовыми к возможной техногенной катастрофе.
Действия участников учений слаженны и зрелищны. Впечатляет профессионализм работников восстановительного поезда. Маневровый тепловоз с платформами едва успел затормозить, как восстановители привели в рабочее положение металлические сходни для бульдозеров. В других восстановительных поездах таких устройств нет. Чтобы максимально ускорить спуск мощной техники на землю, рационализаторы восстановительного поезда № 719 создали такие сходни. Их успешно применяют на практике во время проведения аварийно-восстановительных работ. Утюжат землю скреперы, убирая горы грунта с разлившейся нефтью. Умело справляются с этой задачей бульдозеристы Андрей Штанько и Александр Баланда.
Нужно отметить, что и в реальных условиях команда Тимашевского восстановительного поезда успешно справляется с задачами в районах чрезвычайных ситуаций. Так, за восемь месяцев 2012 года восстановители подняли после схода две единицы подвижного состава. Участвовали они и в проведении восстановительных работ на 9-м километре во время ликвидации последствий наводнения в Крымской. Там впервые в ночное время была применена недавно полученная осветительная башня, она использовалась и на этих учениях. В указанное время выдвигается и пожарный поезд под руководством начальника пожарной команды на станции Тимашевская Игоря Томача.
– Мы обеспечиваем прикрытие на случай возникновения пожара в районе, где случился разлив нефтепродуктов. Наши работники действуют, как в обстановке реального пожара, – говорит руководитель пожарного поезда.
Труднее всего, по его оценке, приходится двум пожарным – Петру Васюте и Юрию Деменкову. На случай работы в непосредственной близости от огня они одеты в боевые теплоотражающие костюмы, напоминающие скафандры космонавтов. Оба пожарных готовы по команде включить пожарные установки пенного тушения "Пурга-30".
Начальник пожарного поезда говорит еще об одном преимуществе этого костюма. Он снабжен аппаратом "ПРОФИ", так называется противогаз, предназначенный для дыхания в опасной среде: среди дыма или, как по условиям этих учений, тяжелых продуктов горения, выделяемых нефтью.
Игорь Томач отдает команды подчиненным. На глазах осуществляется боевое развертывание магистральной линии до пенных установок. 80 метров пожарного рукава, благодаря четким действиям трех пожарных мгновенно протянулись змейкой к местам возможного возгорания.
Руководитель учений Сергей Шатилин принимает доклады:
– Выполнена обваловка зоны разлива. Утечки нефтепродуктов не наблюдаю. Зона ЧС ликвидирована. – Караул пожарного поезда развернул оборудование на случай возгорания. – Специалисты "Экоспаса" Краснодарской МЧС подготавливают гидробалластные боны вдоль железнодорожного полотна.
– Закончена эвакуация персонала станции из зоны ЧС.
На учениях наблюдалось тесное взаимодействие между командами-участницами. К примеру, когда применили универсальный пожарный ствол "Арбитокс", с помощью которого создается водяная завеса, возможностью наполнить водой гидробалластные боны воспользовались прибывшие на полигон специалисты отряда Южного регионального центра аварийно-спасательных и экологических операций из Краснодара. Они оперативно установили эти устройства вдоль пути в зоне разлива нефти, развернули нефтесборное оборудование.
Установка "Арбитокс" облегчает действия пожарных в сплошной полосе огня, подает сильную и упругую струю воды.
Операция по сбору нефтепродуктов в специальные емкости также прошла по плану. Параллельно было произведено замывание загрязненной территории и вывоз собранной эмульсии на место утилизации.
– На случай ситуаций подобного характера на учениях были продемонстрированы приемные резервуары – мультигаторы, куда сливаются для отстоя собранные с земли нефтепродукты. Эту операцию продемонстрировали на учениях бойцы "Экоспаса". При действительных событиях для отстоя нефти на железной дороге пока используются цистерны. В них собранная нефть отправляется в центры переработки. Дорога для этой цели располагает достаточным запасом пустых цистерн, – рассказывает Сергей Шатилин.
В ходе разбора комплексного учения было отмечено, что тренировка персонала по локализации и ликвидации последствий аварии прошла в соответствии с поставленными задачами.