Общественная организация "Эковахта Сахалина" опубликовала доклад об уроках крушения танкера "Надежда" и нефтяного разлива

"Экологическая вахта Сахалина" опубликовала доклад "Чему научит нас "Надежда"?", посвященный крупнейшей в  Сахалинской области экологической катастрофе последних лет – аварии и гибели танкера "Надежда" и последовавшему за этим значительному нефтеразливу  у берегов Невельского района 28 ноября 2015 года.

Тогда судно, незаконно перевозившее 186 тонн мазута и 560 тонн дизтоплива, было выброшено штормом на мель у набережной Невельска. В результате разлива топлива была загрязнена обширная морская акватория и более 20 км морского побережья, погибли сотни морских птиц. Ликвидация нефтеразлива потребовала более полугода напряженной работы множества людей и организаций, а остатки разрушенного танкера не убраны до сих пор.

Общий подтвержденный различными судами ущерб окружающей среде, муниципалитету и третьим лицам составил около 524 миллионов рублей. Единственным виновным в аварии, приведшей к экологической катастрофе, был признан капитан танкера С.В. Багаев, понесший смехотворное наказание в виде штрафа в размере 120 тысяч рублей. 

Как сообщают в "Эковахте", выходу доклада предшествовал длительный поиск, сбор и анализ огромного объема фактической информации, проведенный сахалинскими экологами совместно с Всемирным фондом дикой природы (Москва). 

Общественное расследование показало, что до 50% всех танкеров, работающих в настоящее время на Дальнем Востоке России, не имеют двойного корпуса, причем часть из них регулярно незаконно перевозит мазут. Это создает высокий риск повторения нефтеразлива, подобного катастрофе танкера "Надежда". Он усугубляется использованием для регистрации танкеров оффшорных и крошечных компаний, флагов "удобных" стран, а самое главное – отсутствием законодательных требований обеспечения финансовой ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды при нефтеразливе для танкеров, перевозящих менее 2000 тонн нефтепродуктов (каким и была "Надежда"). 

Высоко оценивая огромные усилия аварийно-спасательных формирований (в частности, Госморспасслужбы и центра "Экоспас"), мужество и самоотверженность их участников, активную позицию руководства Сахалинской области и Невельского района, проявленные при очистке загрязненного побережья, авторы доклада тем не менее отмечают, что анализ уроков "Надежды" вскрыл существенные недостатки и пробелы в системе ликвидации нефтеразливов, особенно в части реагирования на море. Так, попытки локализовать распространение пятна нефтепродуктов по морской акватории и очистить водную поверхность от загрязнения были разрозненными и неэффективными, что связано с отсутствием в распоряжении спасателей плавсредств и боновых заграждений, пригодных к работе в мелководной зоне в условиях сильного волнения моря. Соответствующими ведомствами не были организованы мониторинг распространения загрязнения, оценка состояния морской среды и оповещение об этом населения. Не предпринимались усилия по спасению пострадавших и учету погибших морских птиц (всю работу в этой части делали волонтеры). 

Но самое главное – отсутствовали все обязательные планы предупреждения и ликвидации разливов нефти, хотя  их по закону обязаны были иметь и немедленно задействовать фрахтователь судна (ООО "ДВ-Акватория"), получатель груза (ООО "Горняк-2"), Невельский морской порт, Невельский городской округ и Сахалинская область. С этим и были связаны большинство выявленных недостатков и проблем с ликвидацией нефтеразлива.