Согласно ГОСТу Р 57512-2017 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Термины и определения"

Перевалка нефти (нефтепродуктов) - это совокупность технологических операций по приему из магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), учету, накоплению и отгрузке нефти (нефтепродуктов) на автомобильный, железнодорожный, водный виды транспорта или отгрузку с автомобильного, железнодорожного, водного вида транспорта в магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод).

Опасность рейдовых перевалок объясняется большим количеством сбоев, которыми они сопровождаются. За последнее время только в акватории Черного моря произошло 600 аварий. При этом наибольший риск несет перевалка нефти с крупнотоннажных танкеров. Основными причинами загрязнения водной акватории нефтепродуктами при перевалке обычно являются переполнение топливных систем и повреждение шлангов.

Перед началом бункеровки ответственное за бункеровку лицо:
• должно проверить потребность в количестве топлива
• уточнить последовательность заполнения цистерн
• проверить исправность переливных, мерительных и воздушных труб, сигнальных устройств
• проверить наличие поддонов в местах стыковки используемых шлангов и труб.
• проверить герметичность палубных шпигатов.

Риски аварийного разлива нефти и нефтепродуктов в зонах ответственности администраций морских портов значительно снижены по сравнению с такими операциями на внутренних водных путях так, как в пределах границ морских портов осуществляется контроль за любыми операциями с нефтепродуктами, в том числе благодаря работе спасателей ПАСФ ЭКОСПАС.

Согласно Правилам технической эксплуатации нефтебаз и применительно к морскому и водному транспорту бункеровка запрещается:
• при грозе и скорости ветра 15 м/с и более;
• в местах проведения сливоналивных операций не установлены боновые заграждений
• если нет готовности к применению средств борьбы с нефтеразливами и пожаротушения
• при температуре воздуха ниже минус 40 градусов

В Ростовской области согласно сайту Ростовского морского порта (на 01.04.2021) функционируют следующие рейды:

  • Рейд «Александровский» расположен у левого берега реки Дон на участке 3124,4 – 3125,1км, предназначен для якорной стоянки сухогрузных судов;
  • Рейд «29-я линия», временный карантинный, расположен у левого берега реки Дон на участке 3131,2 – 3131,7км;
  • Рейд «Нахичеванская протока» расположен у левого берега Нахичеванской протоки на участке 0,5-1,3 км у левой кромки судового хода, предназначен для якорной стоянки сухогрузных судов. Находится в непосредственной близости с Центральным грузовым районом ОАО «Ростовский порт»;
  • Рейд «Нижнегниловской» расположен у правого берега реки Дон на участке 3140,2 – 3141,2 км, предназначен для якорной стоянки карантинных судов. Находится в непосредственной близости с 4-м грузовым районом ОАО «Ростовский порт»;
  • Рейд «Донецкий» расположен у правого берега реки Дон на участке 3145,7 – 3146,1км, предназначен для якорной стоянки специальных судов;
  • Рейд «Кумженский» расположен у левого берега реки Дон на участке 3146,7 – 3147,7 км, предназначен для якорной стоянки нефтеналивных судов и оформления санитарных, пограничных и таможенных формальностей;
  • Рейд «Кампличка» расположен за пределами акватории порта, предназначен для якорной стоянки нефтеналивных судов, прибывающих в Ростов сверху, расположен у правого берега реки Дон на участке 3112,7 – 3113,3 км.